Будущий Владыка, в миру носивший имя Петр Белоликов, родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Захарии Белоликова и его супруги Марии Ивановны – дочери священника Иоанна Орнатского. Таким образом, известные петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями.
В 1894 году окончил Кирилловское Духовное училище, в 1900 году – Новгородскую Духовную семинарию по I разряду и в 1904 году – Киевскую Духовную академию. Темой его кандидатского сочинения было «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей».
6 августа 1903 года принял монашеский постриг с именем Пимен (в честь Преподобного Пимена Многоболезненного, Киево-Печерского).
По окончании Духовной академии иеромонах Пимен был отправлен в Урмийскую Духовную Миссию, которая была основана для проповеди христианства среди ассирийцев, живших на территории современных Сирии, Ирака и Ирана.
Иеромонах Пимен, феноменально быстро овладевший древнесирийским и новосирийским языками и тюркскими наречиями, занимался переводами раннехристианских сирийских текстов, издавал миссионерский журнал «Православная Урмия», а также преподавал в училище при Миссии, неоднократно защищая интересы православного населения перед персидскими властями. В 1906 году он был назначен помощником начальника Урмийской Миссии. Его усилиями уже в 1905 году в Урмии было два Епископа-ассирийца, более 60 священников и диаконов. Образовательная деятельность Миссии расширялась; восстанавливались и строились десятки храмов.
3 марта 1911 года игумен Пимен был назначен ректором Александровской Ардонской Духовной семинарии с возведением в чин архимандрита. В новом качестве уделял много времени воспитанникам, сам преподавал курс Нового Завета, восстанавливал расстроенный бюджет Семинарии. Также он был благочинным монастырей Владикавказской Епархии и занимался проповеднической деятельностью; его проповеди печатались во «Владикавказских Епархиальных Ведомостях».
19 июля 1912 года архимандрит Пимен был вновь направлен в Урмийскую Духовную Миссию в прежней должности. Там он был назначен ректором училища при Миссии и наблюдателем над сельскими церковными школами. Кроме того, о. Пимен являлся редактором журнала «Православная Урмия». Помимо миссионерской работы, им окормлялись находившиеся в Персии казачьи войска. К 1913 году у Миссии было 36 православных храмов, училище, свыше 60 церковно-приходских школ с общим количеством учащихся до 2000 человек; велась подготовка к присоединению к Православию несторианского Патриарха Мар-Шимун Беньямина вместе с паствой. Однако все эти успехи и планы были разрушены Первой Мировой войной.
8 октября 1914 года архимандрит Пимен был назначен на должность ректора Пермской Духовной семинарии. В то время на Пермской кафедре находился Епископ Андроник (Никольский). Господь судил о. Пимену стать его ближайшим помощником.
В 1894 году окончил Кирилловское Духовное училище, в 1900 году – Новгородскую Духовную семинарию по I разряду и в 1904 году – Киевскую Духовную академию. Темой его кандидатского сочинения было «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей».
6 августа 1903 года принял монашеский постриг с именем Пимен (в честь Преподобного Пимена Многоболезненного, Киево-Печерского).
По окончании Духовной академии иеромонах Пимен был отправлен в Урмийскую Духовную Миссию, которая была основана для проповеди христианства среди ассирийцев, живших на территории современных Сирии, Ирака и Ирана.
Иеромонах Пимен, феноменально быстро овладевший древнесирийским и новосирийским языками и тюркскими наречиями, занимался переводами раннехристианских сирийских текстов, издавал миссионерский журнал «Православная Урмия», а также преподавал в училище при Миссии, неоднократно защищая интересы православного населения перед персидскими властями. В 1906 году он был назначен помощником начальника Урмийской Миссии. Его усилиями уже в 1905 году в Урмии было два Епископа-ассирийца, более 60 священников и диаконов. Образовательная деятельность Миссии расширялась; восстанавливались и строились десятки храмов.
3 марта 1911 года игумен Пимен был назначен ректором Александровской Ардонской Духовной семинарии с возведением в чин архимандрита. В новом качестве уделял много времени воспитанникам, сам преподавал курс Нового Завета, восстанавливал расстроенный бюджет Семинарии. Также он был благочинным монастырей Владикавказской Епархии и занимался проповеднической деятельностью; его проповеди печатались во «Владикавказских Епархиальных Ведомостях».
19 июля 1912 года архимандрит Пимен был вновь направлен в Урмийскую Духовную Миссию в прежней должности. Там он был назначен ректором училища при Миссии и наблюдателем над сельскими церковными школами. Кроме того, о. Пимен являлся редактором журнала «Православная Урмия». Помимо миссионерской работы, им окормлялись находившиеся в Персии казачьи войска. К 1913 году у Миссии было 36 православных храмов, училище, свыше 60 церковно-приходских школ с общим количеством учащихся до 2000 человек; велась подготовка к присоединению к Православию несторианского Патриарха Мар-Шимун Беньямина вместе с паствой. Однако все эти успехи и планы были разрушены Первой Мировой войной.
8 октября 1914 года архимандрит Пимен был назначен на должность ректора Пермской Духовной семинарии. В то время на Пермской кафедре находился Епископ Андроник (Никольский). Господь судил о. Пимену стать его ближайшим помощником.
Первым делом о. архимандрит взял на себя труды по совмещению в стенах Семинарии учебного заведения и лазарета. К 1915 году в здании Духовной семинарии был открыт госпиталь на 200 человек. Из учащихся Семинарии (под началом ее инспектора Н. И. Знамировского) были организованы санитарные дружины по приему раненых; многие семинаристы ушли на фронт.
Сознавая пользу для народной нравственности запрета на продажу спиртных напитков, введенного с началом войны, в 1915 году Преосвященный Андроник благословил архимандрита Пимена возглавить Пермское Епархиальное братство трезвости. Благодаря деятельности о. Пимена трезвенническое движение в Пермской губернии в то время достигло невиданных высот: собралась дружина, давшая обеты трезвой жизни, собрания Епархиального братства проходили каждую неделю, устраивались трезвеннические паломничества, шествия, крестные ходы.
Архимандрит Пимен был также руководителем чтений и бесед с народом, проходивших в зале Братства Св. Стефана.
7 июля 1916 года о. архимандрит был назначен начальником Урмийской Духовной миссии с возведением в сан Епископа Салмасского. На новое место служения его провожала вся Пермь, плакавшая от предстоящей разлуки. Не мог сдержать слез и сам о. Пимен, во время прощания долго не начинавший ответную речь. «”Вместо слов сердце вызывает слезы”, – были первые его [после продолжительного молчания — прим.] и долго единственные слова».
7 июля 1916 года о. архимандрит был назначен начальником Урмийской Духовной миссии с возведением в сан Епископа Салмасского. На новое место служения его провожала вся Пермь, плакавшая от предстоящей разлуки. Не мог сдержать слез и сам о. Пимен, во время прощания долго не начинавший ответную речь. «”Вместо слов сердце вызывает слезы”, – были первые его [после продолжительного молчания — прим.] и долго единственные слова».
Из Пермских Епархиальных Ведомостей, 1916 год:
«Нам приходилось много видеть проводов, но эти проводы носили какой-то особенный отпечаток своей искренностью, своей сердечностью, и невольно задаешься вопросом, чем же объясняется такое внимание к уехавшему о. Пимену? Не объясняется ли это простотой о. архимандрита, его доступностью, двери коего в квартире всегда были открыты для всех. Он был истинным пастырем, был бессребреником, помогал направо и налево. Последняя черта его особенно трогательна: получая по должности ректора солидное содержание, о. Пимен не имел средств выехать в Петроград, и, как нам известно, правление Духовной семинарии выдало ему потребную сумму на поездку взаимообразно…».
Во время прощания со своим помощником и единомышленником Епископ Андроник подарил ему свою панагию с образом «Знамения» Пресвятой Богородицы. Несомненно, именно Священномученик Андроник стал примером епископского служения на новом пути, который предстояло пройти архимандриту Пимену.
Архиерейская хиротония архимандрита Пимена состоялась в Петрограде 6 августа 1916 года, в праздник Преображения Господня. Осенью того же года он прибыл на место служения, в Персию, где ему пришлось столкнуться с тяжелым материальным положением Урмийской Миссии и невозможностью помочь христианам-ассирийцам в условиях разрухи, вызванной Великой войной и февральской революцией 1917 года.
3 июля 1917 года Епископ Пимен был назначен на Семиреченскую и Верненскую кафедру, викарием Туркестанской Епархии. Прибыв в город Верный (ныне – Алматы) в октябре 1917 года, Владыка все время своего короткого, но деятельного архипастырского служения в Туркестанском крае посвятил противостоянию беспощадному террору, разбою и грабежу, учиненному большевистскими властями. Он организовал и возглавил несколько крестных ходов, во время которых молились о прекращении междоусобной войны, препятствовал изъятию церковных ценностей из Вознесенского Кафедрального собора, вел духовные беседы со взрослыми и занятия с детьми. Он бесстрашно обличал новых «хозяев жизни» в своих проповедях, которые печатались в подпольной газете «Свободное слово», издаваемой в Китае.
В августе 1918 года, узнав о казни Императора Николая II и его Семьи, Епископ Пимен обратился к народу с речью:
В августе 1918 года, узнав о казни Императора Николая II и его Семьи, Епископ Пимен обратился к народу с речью:
«Православные христиане! Вам известно, что большевики замучили Помазанника Божия Императора Николая II. Ведь они против воли народа и Бога идут со своим кровавым красным знаменем и творят невиданное в мире кровопролитие, они – захватчики власти. Преклоните, православные, колени и молите об избавлении от супостата!».
Через несколько дней Преосвященный Пимен появился на заседании городского съезда советов, где, попросив слова, выступил с призывом сохранить преподавание в школах Закона Божия. Его поддержали единогласно все присутствующие, включая председателя мусульманского отдела областного Комиссариата просвещения.
Опасаясь того влияния, которое оказывал Владыка на свою паству, большевики приняли решение казнить Архипастыря.
В ночь на 3/16 сентября 1918 года Епископ Пимен был захвачен отрядом красноармейцев Мамонтова и без суда и следствия застрелен в роще Баума, в восьми верстах от города Верного. Убил его известный в городе бандит, служивший в городской милиции, – выстрелил в упор, при этом упал с лошади и сломал ногу.
Преосвященный Пимен, Епископ Семиреченский и Верненский, был прославлен в лике Святых Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году