Алек сандр Лаврентьевич Преображенский родился в 1854 году в Тульской губернии в семье священника и был воспитан в благочестии. «Я любил часто и подолгу оставаться на кладбище, – вспоминал Святитель о своем детстве, – и здесь, среди могил и крестов – этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что всё персть, всё пепел, всё сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших своё земное странствование».
Однако его пусть к священному сану не был простым. Во время учебы в Тульской Духовной семинарии он пережил первые серьезные духовные искушения. В 1860-е – 1870-е годы се ми нар ское об ра зо ва ние в Рос сии пре бы ва ло в пла чев ном со сто я нии и не могло удовлетворить потребностей духа молодого поколения. Модными и похвальными были профессии врача и инженера. Увле че ние есте ствен ны ми на у ка ми не оста ви ло в сто роне и Алек сандра. К кон цу обу че ния он ре шил оста вить Се ми на рию и по сту пить в свет ское учеб ное за ве де ние, чтобы стать вра чом, но внезапно тяжело заболел. Бо лезнь про дол жа лась око ло го да, и за это время постоянные беседы с отцом помогли Александру преодолеть искушение и вернуться на духовную стезю.
В 1877 году он поступил в Московскую Духовную академию, и там смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, коим всегда славилась Троице-Сергиева Лавра. В оби те ли Пре по доб но го Сер гия вер ну лось к нему пер вое юно ше ское же ла ние стать свя щен ни ком, но в сане ли иерея или свя щен но и но ка – Алек сандр не знал. И ча сто, с бла го го ве ни ем скло ня ясь пе ред мо ща ми Пре по доб но го Сер гия, он мо лил ся и спрашивал: не остать ся ли на все гда в сте нах оби те ли? И внут рен ний та ин ствен ный го лос ему от ве чал:
«Доб ро есть здесь бы ти, остань ся здесь».
Не послушавшись этого внутреннего побуждения, Александр, блестяще окончив Духовную академию в 1881 году, женился, но всего через одиннадцать месяцев после свадьбы трагически потерял и жену, и новорожденного сына. Это горе привело его к мысли, что избранный им образ жизни – не его путь, и утвердило в решении оставить мир.
В марте 1885 года он принял монашеский постриг с именем Агафангел и вскоре был рукоположен в священный сан. Следующие четыре года своей жизни он посвятил обучение и воспитанию молодежи, занимая должности инспектора в Томской Духовной семинарии и ректора в Иркутской Духовной семинарии.
В 1889 году о. Агафангел принял архиерейский сан. Служение его проходило в Иркутской, Виленской, Рижской и Ярославской Епархиях. В апреле 1917 года он был возведен в сан Митрополита Ярославского и Ростовского.
Митрополит Агафангел был одним из участников Поместного Собора 1917–1918 годов и участвовал в выборах Патриарха. С 1918 года он был членом Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.
Однако его пусть к священному сану не был простым. Во время учебы в Тульской Духовной семинарии он пережил первые серьезные духовные искушения. В 1860-е – 1870-е годы се ми нар ское об ра зо ва ние в Рос сии пре бы ва ло в пла чев ном со сто я нии и не могло удовлетворить потребностей духа молодого поколения. Модными и похвальными были профессии врача и инженера. Увле че ние есте ствен ны ми на у ка ми не оста ви ло в сто роне и Алек сандра. К кон цу обу че ния он ре шил оста вить Се ми на рию и по сту пить в свет ское учеб ное за ве де ние, чтобы стать вра чом, но внезапно тяжело заболел. Бо лезнь про дол жа лась око ло го да, и за это время постоянные беседы с отцом помогли Александру преодолеть искушение и вернуться на духовную стезю.
В 1877 году он поступил в Московскую Духовную академию, и там смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, коим всегда славилась Троице-Сергиева Лавра. В оби те ли Пре по доб но го Сер гия вер ну лось к нему пер вое юно ше ское же ла ние стать свя щен ни ком, но в сане ли иерея или свя щен но и но ка – Алек сандр не знал. И ча сто, с бла го го ве ни ем скло ня ясь пе ред мо ща ми Пре по доб но го Сер гия, он мо лил ся и спрашивал: не остать ся ли на все гда в сте нах оби те ли? И внут рен ний та ин ствен ный го лос ему от ве чал:
«Доб ро есть здесь бы ти, остань ся здесь».
Не послушавшись этого внутреннего побуждения, Александр, блестяще окончив Духовную академию в 1881 году, женился, но всего через одиннадцать месяцев после свадьбы трагически потерял и жену, и новорожденного сына. Это горе привело его к мысли, что избранный им образ жизни – не его путь, и утвердило в решении оставить мир.
В марте 1885 года он принял монашеский постриг с именем Агафангел и вскоре был рукоположен в священный сан. Следующие четыре года своей жизни он посвятил обучение и воспитанию молодежи, занимая должности инспектора в Томской Духовной семинарии и ректора в Иркутской Духовной семинарии.
В 1889 году о. Агафангел принял архиерейский сан. Служение его проходило в Иркутской, Виленской, Рижской и Ярославской Епархиях. В апреле 1917 года он был возведен в сан Митрополита Ярославского и Ростовского.
Митрополит Агафангел был одним из участников Поместного Собора 1917–1918 годов и участвовал в выборах Патриарха. С 1918 года он был членом Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.
В 1920-х годах большевистское правительство, желая создать в России новую Церковь, которая бы полностью поддерживала из беззаконные действия, поддержало обновленческое движение. В ряды обновленцев входили те священнослужители, которые желали пренебречь церковными канонами ради достижения власти и благополучия. Так возник обновленческий раскол. Чтобы заставить верующих идти за «красными попами», как обновленцев называли в народе, большевики принялись арестовывать верных Христовой Церкви Архипастырей. В мае 1922 года был арестован Святейший Патриарх Тихон, который, даже пребывая в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев о передачи им полномочий на высшее церковное управление и передал Митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения. В июне было выпущено заявление о том, что обновленческое «Высшее Церковное Управление является «единственной канонически законной церковной властью». В этот труднейший и опаснейший момент Митрополит Агафангел 5 июня 1922 года издал Послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, где призвал верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За свое сопротивление обновленцам в их попытке захватить власть в Церкви Святитель был немедленно арестован. Зимой 1922 года больной 68-летний старец, после шестимесячного заключения в ряде тюрем, был отправлен общим этапом с уголовными преступниками в трехлетнюю ссылку в поселок Колпашев Нарымского края.
В 1925 году в своем завещании Патриарх Тихон назвал Митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Ко времени окончания ссылки Владыки были арестованы два других Патриарших Местоблюстителя – Священномученики Митрополит Петр (Полянский) и Митрополит Кирилл (Смирнов), поэтому заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал Митрополит Сергий (Страгородский).
В 1925 году советское правительство приводит в действие следующий план по разрушению Русской Православной Церкви изнутри. Для это ОГПУ инициирует в Церкви ряд новых расколов, первым из которых стал григорианский. Новый этап антирелигиозной политики большевиков проводил в жизнь Евгений Тучков – начальник отдела ОГПУ по борьбе с церковными организациями в СССР. В результате деятельности Тучкова, которого Священномученик Иларион (Троицкий) назвал «воочию сам сатана», от Русской Церкви отошли в раскол 55 Архипастырей.
Пре сле дуя цель уни что же ния Церк ви, Тучков от во ди л в этом за мыс ле ме сто и Мит ро по ли ту Ага фан ге лу. Ра ди этого Владыка, возвращавшийся из ссылки, был за дер жан бо лее чем на пол го да в тюрь ме города Перми. В апреле 1926 года Тучков встретился с Владыкой Агафангелом, чтобы пред ло жить ему – как вто ро му кан ди да ту – всту пить на пост Пат ри ар ше го Ме сто блю сти те ля в со от вет ствии с за ве ща ни ем Пат ри ар ха Ти хо на, с тем, чтобы яко бы спа сти Пра во слав ную Цер ковь от анар хии и цер ков ной раз ру хи, солгав о том, что советское правительство го то во из ме нить свое от но ше ние к Пра во слав ной Церк ви и признать законной Патриаршую Церковь. Положение Церкви, раздираемой смутами, вы зва ло у Мит ро по ли та Агафангела столь силь ное бес по кой ство, что не оста ва лось ме ста до гад кам о ко вар стве и хит ро сти Тучкова. Глав ные мыс ли и чув ства, по бу див шие стар ца к ре ше нию при нять пост Ме сто блю сти те ля, – это жаж да жерт вен но го слу же ния Пра во слав ной Церк ви, уста нов ле ние ми ра цер ков но го, пре кра ще ние рас прей, за щи та Церк ви от пы та ю щих ся рас хи тить цер ков ное ста до об нов лен цев. Получив согласие Владыки, Тучков распорядился немедленно выпустить его из тюрьмы.
В Перми особенную помощь Митрополиту Агафангелу оказали Епископ Соликамский Хрисанф (Клементьев), протоиерей Леонид Зубарев и священник Василий Морозов, ставший секретарем Владыки. В течение нескольких дней пребывания в городе на свободе Высокопреосвященный Агафангел ходил молиться в градо-Пермскую Рождество-Богородицкую церковь, но богослужений не совершал, т.к. власти отказали ему в разрешении.
18 ап ре ля 1926 го да Мит ро по лит Ага фан гел со ста вил в Пер ми воз зва ние, в ко то ром объ явил, что он всту па ет в пра ва Пат ри ар ше го Ме сто блю сти те ля, и, разослав его епархиальным Архиереям, вернулся в Ярославль.
В 1925 году советское правительство приводит в действие следующий план по разрушению Русской Православной Церкви изнутри. Для это ОГПУ инициирует в Церкви ряд новых расколов, первым из которых стал григорианский. Новый этап антирелигиозной политики большевиков проводил в жизнь Евгений Тучков – начальник отдела ОГПУ по борьбе с церковными организациями в СССР. В результате деятельности Тучкова, которого Священномученик Иларион (Троицкий) назвал «воочию сам сатана», от Русской Церкви отошли в раскол 55 Архипастырей.
Пре сле дуя цель уни что же ния Церк ви, Тучков от во ди л в этом за мыс ле ме сто и Мит ро по ли ту Ага фан ге лу. Ра ди этого Владыка, возвращавшийся из ссылки, был за дер жан бо лее чем на пол го да в тюрь ме города Перми. В апреле 1926 года Тучков встретился с Владыкой Агафангелом, чтобы пред ло жить ему – как вто ро му кан ди да ту – всту пить на пост Пат ри ар ше го Ме сто блю сти те ля в со от вет ствии с за ве ща ни ем Пат ри ар ха Ти хо на, с тем, чтобы яко бы спа сти Пра во слав ную Цер ковь от анар хии и цер ков ной раз ру хи, солгав о том, что советское правительство го то во из ме нить свое от но ше ние к Пра во слав ной Церк ви и признать законной Патриаршую Церковь. Положение Церкви, раздираемой смутами, вы зва ло у Мит ро по ли та Агафангела столь силь ное бес по кой ство, что не оста ва лось ме ста до гад кам о ко вар стве и хит ро сти Тучкова. Глав ные мыс ли и чув ства, по бу див шие стар ца к ре ше нию при нять пост Ме сто блю сти те ля, – это жаж да жерт вен но го слу же ния Пра во слав ной Церк ви, уста нов ле ние ми ра цер ков но го, пре кра ще ние рас прей, за щи та Церк ви от пы та ю щих ся рас хи тить цер ков ное ста до об нов лен цев. Получив согласие Владыки, Тучков распорядился немедленно выпустить его из тюрьмы.
В Перми особенную помощь Митрополиту Агафангелу оказали Епископ Соликамский Хрисанф (Клементьев), протоиерей Леонид Зубарев и священник Василий Морозов, ставший секретарем Владыки. В течение нескольких дней пребывания в городе на свободе Высокопреосвященный Агафангел ходил молиться в градо-Пермскую Рождество-Богородицкую церковь, но богослужений не совершал, т.к. власти отказали ему в разрешении.
18 ап ре ля 1926 го да Мит ро по лит Ага фан гел со ста вил в Пер ми воз зва ние, в ко то ром объ явил, что он всту па ет в пра ва Пат ри ар ше го Ме сто блю сти те ля, и, разослав его епархиальным Архиереям, вернулся в Ярославль.
Послание Владыки вызвало в Церкви новую бурю: пока Архипастыри во главе с Митрополитом Сергием разбирались в этой очередной интриге большевиков, простые верующие пришли в смятение. После двух месяцев интенсивной переписки и нескольких встреч Митрополита Агафангела с другими церковными Иерархами, Владыка, не же лая быть ви нов ни ком но вой сму ты, отказался от при тя за ний на пост Ме сто блю сти те ля, на которые имел все права. Так, благодаря смирению Митрополита Агафангела и отсутствию у него властолюбия, Церковь была спасена от нового раскола.
Однако советское правительство не отказалось от планов разрушить Церковь изнутри. Декларация Митрополита Сергия, в которой он признавал законной советскую власть и которая была выпущена в 1927 году под давлением ОГПУ, вызвала в Церкви сильнейшую смуту.
Несмотря на категорическое несогласие с утверждениями Декларации, Митрополит Агафангел – ради церковного единства – не прекратил общения с Митрополитом Сергием, но в своем обращении к нему сделал оговорку: «Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающее каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем».
Пережитые скорби и тревога за судьбу Церкви сильно подорвали его здоровье. В течение двух лет он перенес несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь.
Митрополит Агафангел скончался 16 октября 1928 года и был похоронен через семь дней после кончины в склепе под Леонтьевским храмом города Ярославля. Очевидец вспоминал: «По вре ме нам ве я ло от гро ба ка ким-то бла го уха ни ем. Ли цо его бы ло, как и в пер вый день смер ти: свет ло, бе ло, по кой но».
Высокопреосвященный Агафангел (Преображенский), Митрополит Ярославский, был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году. Мощи его почивают в Казанском монастыре города Ярославля.
Однако советское правительство не отказалось от планов разрушить Церковь изнутри. Декларация Митрополита Сергия, в которой он признавал законной советскую власть и которая была выпущена в 1927 году под давлением ОГПУ, вызвала в Церкви сильнейшую смуту.
Несмотря на категорическое несогласие с утверждениями Декларации, Митрополит Агафангел – ради церковного единства – не прекратил общения с Митрополитом Сергием, но в своем обращении к нему сделал оговорку: «Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающее каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем».
Пережитые скорби и тревога за судьбу Церкви сильно подорвали его здоровье. В течение двух лет он перенес несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь.
Митрополит Агафангел скончался 16 октября 1928 года и был похоронен через семь дней после кончины в склепе под Леонтьевским храмом города Ярославля. Очевидец вспоминал: «По вре ме нам ве я ло от гро ба ка ким-то бла го уха ни ем. Ли цо его бы ло, как и в пер вый день смер ти: свет ло, бе ло, по кой но».
Высокопреосвященный Агафангел (Преображенский), Митрополит Ярославский, был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году. Мощи его почивают в Казанском монастыре города Ярославля.