I. Начало
«…с этим вспоминается все доброе и светлое, что вынес я из Академии и, главным образом, от ее видного руководителя, ныне Преосвященного Антония, ректора Казанской Академии», – из дневника иеромонаха Андроника, 1898 г.
Архиепископ Андроник, в миру Владимир Никольский, родился 1/13 августа (14 августа н. ст.) 1870 года в Ярославской губернии в семье псаломщика Александра Георгиевича Никольского и его супруги Екатерины.
Первоначальное образование он получил в Угличском Духовном училище; затем окончил Ярославскую Духовную семинарию (1891 г.) и Московскую Духовную академию (1895 г.).
В 1893 г., на II курсе Академии, по благословению и совету отца Иоанна Кронштадтского, Владимир принял монашеский постриг с именем «Андроник» в честь Преподобного Андроника Московского.
В 1893 г., на II курсе Академии, по благословению и совету отца Иоанна Кронштадтского, Владимир принял монашеский постриг с именем «Андроник» в честь Преподобного Андроника Московского.
Именно в Московской Духовной академии он обрел духовного отца. Им стал ректор Академии архимандрит (впоследствии – Митрополит) Антоний (Храповицкий), один из столпов Русской Церкви первой половины XX в.
Многие из выпускников Московской и Казанской Духовных академий, постриженики архимандрита Антония (среди них – более 60 будущих Архипастырей) составили т.н. «Ученое иноческое братство».
Протоиерей Сергий Четвериков, выпускник Московской Духовной академии, вспоминал:
Многие из выпускников Московской и Казанской Духовных академий, постриженики архимандрита Антония (среди них – более 60 будущих Архипастырей) составили т.н. «Ученое иноческое братство».
Протоиерей Сергий Четвериков, выпускник Московской Духовной академии, вспоминал:
«Владыка Антоний был сердцем нашего академического мира… Он умел подойти к каждому из нас, и из наших отношений с ним был устранен дух формализма и официальности. Мы жили согретые его любовью и лаской… Он впервые, может быть, многим из нас раскрывал смысл православного пастырства как любовного и самоотверженного приятия в свою душу своей паствы, переживания вместе с нею всех горестей и радостей, всех испытаний, искушений и падений своих духовных чад и возрождения и восстания силою сострадательной любви и молитвы».
Пострижеником архимандрита Антония был и о. Андроник.
II. Служение в Ардоне
«Я узнал подробно и на месте все дело Осетии и полюбил его душевно, и никуда бы я не желал оттуда уходить или быть переведенным», – из дневника иеромонаха Андроника (Никольского), 1896 г.
В 1895 г. иеродиакон Андроник принял сан иеромонаха и был назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семинарию. Через год он стал преподавателем, а затем инспектором Александровской Миссионерской Духовной семинарии, находившейся в осетинском селении Ардон.
Служение в Ардоне оказало особое влияние на личность иеромонаха Андроника. Здесь открылся его талант к апостольскому – миссионерскому – служению. Примером для него стал ректор и основатель Ардонской семинарии архимандрит Иоанн (Алексеев), впоследствии Епископ Пермский в 1902–1905 гг.
«Ардонская семинария явилась действительно светом для Осетии… Я с любовью предался этому делу: весной разъезжал… по школам… и на деле видел жажду и усердие осетин к возродившемуся церковному делу», – вспоминал о. Андроник.
Впоследствии, в 1900 г., отец Андроник будет назначен ректором Ардонской семинарии.
Именно в Ардоне молодой пастырь утвердился в мысли о том, что при бескорыстном миссионерском служении простое сердце само отзовется на призыв слова Божия. Убедиться в этом ему пришлось и во время служения в Японской Духовной Миссии.
Именно в Ардоне молодой пастырь утвердился в мысли о том, что при бескорыстном миссионерском служении простое сердце само отзовется на призыв слова Божия. Убедиться в этом ему пришлось и во время служения в Японской Духовной Миссии.
III. В Японской Духовной Миссии
«И сей непорочный и крепкий духом муж, Святитель Николай, устоял на крепком камени своей веры в Бога, вверившего ему такое святое, хотя и трудное в Святой Церкви послушание. И при всем великом его подвиге, при всем высоком его деле в икономии церковной – какой это скромный, детски цельный человек. Меня сподобил Господь быть и его духовным сыном, а вместе с тем и духовным отцом этого святителя Николая Японского: и видел я, и любовался его чистотою, простою перед Богом душою…» – из слова Епископа Андроника по смерти Архиепископа Японского Николая (Касаткина), 1912 г.
Путь в Японию пролегал через Италию, Грецию и Соединенные Штаты Америки. В этом путешествии иеромонаха Андроника сопровождал его друг и духовный брат, архимандрит Сергий (Страгородский), будущий Святейший Патриарх. Вместе они посетили древние христианские святыни Италии – катакомбы и гробницы мучеников, развалины Колизея. Молились у мощей Святителя Николая Мирликийского. Впоследствии о. Андроник писал, что молитва у гробниц первомучеников-христиан вдохновляла его и архимандрита Сергия на подвижническое служение Церкви – чтобы «церковное начало жизни было святым и полным началом для всех нас».
Прибыв в Японию в декабре 1897 г., иеромонах Андроник поступил под начало Епископа Николая (Касаткина), основателя Японской Православной Церкви.
Прибыв в Японию в декабре 1897 г., иеромонах Андроник поступил под начало Епископа Николая (Касаткина), основателя Японской Православной Церкви.
Епископ Андроник всегда вспоминал о нем как о своем дорогом духовном отце; переписка их продолжалась вплоть до кончины Высокопреосвященного Николая в 1912 году. Сам же Архиепископ Николай оставил в своем дневнике такую запись о молодом иеромонахе Андронике: «Если бы этот человек… прослужил бы здесь лет сорок – вот это точно был бы Апостол Японии».
Титанический труд по изучению японского языка, миссионерские поездки и трудности акклиматизации вынудили о. Андроника возвратиться в Россию в 1899 г.
В 1907 г. он вернется в Японию уже Епископом; Киотосское викариатство станет его первым назначением по принятии архиерейского сана.
Свое служение в Осаке он начинал с того, что каждый вечер в будние дни посещал дома прихожан, беседовал с ними, непосредственно узнавал их нужды. Жизнь православной общины в Осаке была налажена за год: число прихожан значительно возросло, на богослужениях пел большой смешанный хор.
Однако непосильные заботы в неблагоприятном климате вновь подорвали здоровье Преосвященного Андроника: в июле 1907 г. он возвратился на Родину.
В 1907 г. он вернется в Японию уже Епископом; Киотосское викариатство станет его первым назначением по принятии архиерейского сана.
Свое служение в Осаке он начинал с того, что каждый вечер в будние дни посещал дома прихожан, беседовал с ними, непосредственно узнавал их нужды. Жизнь православной общины в Осаке была налажена за год: число прихожан значительно возросло, на богослужениях пел большой смешанный хор.
Однако непосильные заботы в неблагоприятном климате вновь подорвали здоровье Преосвященного Андроника: в июле 1907 г. он возвратился на Родину.
IV. Ректор Уфимской Духовной семинарии
«Поднимите на себя труд милосердного самарянина… Не смотрите на школу только как на время приобретения нужных знаний, а главным образом как на время выработки в себе пастырского характера, сколько это возможно для юноши. Поэтому поставьте себе за правило – еще здесь умягчать свое сердце сочувствием всем, развивать внимательное и сострадательное ко всем отношение… Соблюдайте душу искреннюю и добросовестную всегда и во всем», – из проповеди архимандрита Андроника, 1900 г.
Вернувшись в Россию, о. Андроник ступил на новую стезю: впереди его ждало ректорство в Ардонской, а затем в Уфимской Духовных семинариях.
Здесь ему пригодился опыт наставничества, полученный от Митрополита Антония (Храповицкого) и от своего предшественника на посту ректора Ардонской Духовной семинарии Епископа Иоанна (Алексеева).
В 1900–1906 гг., пока архимандрит Андроник был ректором Уфимской Духовной семинарии, нравственное воспитание и уровень образования в ней поднялись на несколько порядков. Ректорство о. Андроник совмещал с обязанностями благочинного монастырей Уфимской Епархии. Его стараниями число монастырей в ней увеличилось с шести до пятнадцати.
В 1900–1906 гг., пока архимандрит Андроник был ректором Уфимской Духовной семинарии, нравственное воспитание и уровень образования в ней поднялись на несколько порядков. Ректорство о. Андроник совмещал с обязанностями благочинного монастырей Уфимской Епархии. Его стараниями число монастырей в ней увеличилось с шести до пятнадцати.
Подвижническая жизнь, миссионерские труды и пастырский опыт подготовили архимандрита Андроника к архиерейскому служению. Его епископская хиротония состоялась 5 ноября 1906 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Предвосхищая свое служение на Пермской кафедре, Владыка Андроник по пути на место служения своего, в Японию, в январе 1907 г. сделал продолжительную остановку в Перми.
Предвосхищая свое служение на Пермской кафедре, Владыка Андроник по пути на место служения своего, в Японию, в январе 1907 г. сделал продолжительную остановку в Перми.
V. Служение в Новгородской и Омской Епархиях
«…Буду просить и копии икон Тихвинской, Иверской и Знаменской, чтобы все эти святыни привезти в благословение от Новгорода и развезти по разным городам Епархии. Пусть и там будет Святая Русь, пусть около сих святынь собираются все – непременно крестными ходами, чтобы ими всколыхнуть все русские благочестивые сердца», – из письма Епископа Андроника Архиепископу Арсению (Стадницкому), 1913 г.
В 1907 г. Епископ Андроник временно управлял Холмской Епархией, замещая Епископа Евлогия (Георгиевского), участвовавшего в сессиях Государственной Думы.
В это послереволюционное время Владыка Андроник писал:
В это послереволюционное время Владыка Андроник писал:
«Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни. Нет, мы – христиане – в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (1 Кор. 5, 10). А потому нам вовсе не безразлично, что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут содействовать или препятствовать делу спасения, а в иных случаях и вовсе его преследовать насмерть…».
В 1908 г. Преосвященного Андроника назначили Епископом Тихвинским, викарием Новгородской Епархии. По его инициативе в Новгороде каждую неделю стали проходить религиозно-нравственные чтения, которые посещали сотни людей. Пять лет он провел на севере России, где буквально пропитался духом древнего благочестия.
«Свое усердное неустанное служение, – вспоминали современники, – Владыка растворял сердечной проповедью, свое высокое положение – близким и простым отношением к богомольцам».
В 1913 г. Епископ Андроник получил назначение на самостоятельную кафедру, в Омск.
Усилиями Преосвященного началось строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение», были организованы миссионерские курсы, было создано Епархиальное Общество трезвости.
В 1913 г. Епископ Андроник получил назначение на самостоятельную кафедру, в Омск.
Усилиями Преосвященного началось строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение», были организованы миссионерские курсы, было создано Епархиальное Общество трезвости.
Особым попечением Преосвященного Андроника было окружено подрастающее поколение. «Молитва – не урок, ее надо читать не тогда, когда кто-либо спрашивает, а всегда… Когда ты молишься, ты беседуешь с Богом», – обращался он к детям.
30 июля 1914 г. Владыка Андроник был назначен Епископом Пермским.
30 июля 1914 г. Владыка Андроник был назначен Епископом Пермским.
VI. Пермь и Великая война
«Страшны современные войны при тех усовершенствованиях в военных приспособлениях, которыми теперь обладают народы. Тем более страшна такая великая война. Для нас она священная – как православная и за родное славянство. Для всех же народов она величественна – как прокладывающая глубокую грань между минувшим и будущим: эта война концом своим изменит всю карту современных царств Европы», – из проповеди Епископа Андроника, 1914 г.
Епископ Андроник вступил на Пермскую кафедру в грозные годы Великой войны (так называли Первую Мировую войну современники). Как и вся Российская Империя, Пермская губерния откликнулась на ее начало небывалым патриотическим подъемом и воодушевлением.
Казалось, все пермское общество поднялось для помощи Государю Императору и Его армии: добровольцы уходили на фронт, открывались лазареты для раненых, склады белья; проводились патриотические праздники, благотворительные концерты и др.
Важный вклад в организацию деятельности тыла внес и Епископ Андроник. По благословению Преосвященного для помощи семьям воинов был создан Епархиальный Попечительный Совет. Призванные на войну пермяки – воины и сестры милосердия – уходили на фронт, сопровождаемые Архипастырским благословением.
Казалось, все пермское общество поднялось для помощи Государю Императору и Его армии: добровольцы уходили на фронт, открывались лазареты для раненых, склады белья; проводились патриотические праздники, благотворительные концерты и др.
Важный вклад в организацию деятельности тыла внес и Епископ Андроник. По благословению Преосвященного для помощи семьям воинов был создан Епархиальный Попечительный Совет. Призванные на войну пермяки – воины и сестры милосердия – уходили на фронт, сопровождаемые Архипастырским благословением.
Для раненых были открыты госпитали в Духовной семинарии, в Духовном училище и в Епархиальном женском училище. Во время войны Епископ Андроник каждую неделю посещал лазареты при духовных и гражданских учреждениях и духовно окормлял солдат.
Немалый вклад Владыка Андроник внес в увековечение памяти павших. Каждую субботу он лично служил в Крестовой церкви панихиды «за Веру, Царя и Отечество живот свой на поле брани положивших».
Во время войны в Фаворской Спасо-Преображенской мужской пустыни был сооружен алтарь-памятник, у которого возносились молитвы о погибших воинах, а затем там же был установлен памятный крест. По замыслу Преосвященного, памятником русским солдатам и офицерам должен был стать строившийся в Перми за Городским садом, между улицами Сибирской и Оханской (Газеты «Звезда»), трехпрестольный храм в честь Рождества Христова.
Немалый вклад Владыка Андроник внес в увековечение памяти павших. Каждую субботу он лично служил в Крестовой церкви панихиды «за Веру, Царя и Отечество живот свой на поле брани положивших».
Во время войны в Фаворской Спасо-Преображенской мужской пустыни был сооружен алтарь-памятник, у которого возносились молитвы о погибших воинах, а затем там же был установлен памятный крест. По замыслу Преосвященного, памятником русским солдатам и офицерам должен был стать строившийся в Перми за Городским садом, между улицами Сибирской и Оханской (Газеты «Звезда»), трехпрестольный храм в честь Рождества Христова.
В августе 1916 г. Епископ Андроник вместе с представителями населения Пермской губернии отбыл на фронт действующей армии для вручения 101-му Пермскому полку хоругви-стяга с Нерукотворным Образом Спасителя, где удостоился личной аудиенции у Императора Николая II.
VII. Пермь: Епархиальное служение
«Итак, я в Перми… Здесь чувствую себя как бы старожилом, как дома, мирно и прекрасно. А на сем основании полагаю, что здесь и моя могила, о чем как будто говорило и сновидение о моем переводе в «Могилев» накануне получения известия о переводе в Пермь. Буди воля Господня», – из письма Епископа Андроника Архиепископу Арсению (Стадницкому), 1914 г.
При Владыке Андронике были построены десятки храмов, закончено строительство Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря; Фаворская Спасо-Преображенская пустынь была преобразована в монастырь; в память посещения Пермской губернии Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной была открыта Шамарская Елисавето-Мариинская обитель.
Миссионерская и проповедническая деятельность в Епархии достигла невиданных доселе высот; больший масштаб приобрело трезвенническое движение; повсеместно в храмах стали проводиться внебогослужебные беседы и лекции; был открыт класс для подготовки псаломщиков; организованы курсы по обличению неверия и социализма.
Миссионерская и проповедническая деятельность в Епархии достигла невиданных доселе высот; больший масштаб приобрело трезвенническое движение; повсеместно в храмах стали проводиться внебогослужебные беседы и лекции; был открыт класс для подготовки псаломщиков; организованы курсы по обличению неверия и социализма.
Исключительное внимание Епископ Андроник уделял пастырской подготовке священников и организации приходской жизни. Он советовал завести в храмах общенародное пение, чаще организовывать крестные ходы и паломничества для поднятия в народе религиозного духа.
Стараясь уврачевать старообрядческий раскол, Преосвященный оказывал поддержку единоверческим приходам; в таких храмах и сам совершал Литургию по Служебнику XVI века.
По воспоминаниям современников, Архипастырь «своей энергичной деятельностью сподвигал» свою паству на творение добрых дел. В Перми было учреждено попечительство о бедных, которое имело свою столовую, а при Воскресенской церкви была открыта богадельня. При женских монастырях в Перми, Кунгуре и Чердыни были организованы детские приюты.
В частых поездках по Епархии Епископ Андроник неустанно проповедовал. В своих проповедях Владыка говорил о том, что не так страшны враги внешние, как враги внутренние – грехи, гнездящиеся в душе человека; что победа в войне начинается только с одоления собственных прегрешений.
Стараясь уврачевать старообрядческий раскол, Преосвященный оказывал поддержку единоверческим приходам; в таких храмах и сам совершал Литургию по Служебнику XVI века.
По воспоминаниям современников, Архипастырь «своей энергичной деятельностью сподвигал» свою паству на творение добрых дел. В Перми было учреждено попечительство о бедных, которое имело свою столовую, а при Воскресенской церкви была открыта богадельня. При женских монастырях в Перми, Кунгуре и Чердыни были организованы детские приюты.
В частых поездках по Епархии Епископ Андроник неустанно проповедовал. В своих проповедях Владыка говорил о том, что не так страшны враги внешние, как враги внутренние – грехи, гнездящиеся в душе человека; что победа в войне начинается только с одоления собственных прегрешений.
1 октября 1916 г. Владыка Андроник, приветствуя открытие Пермского университета, подарил новооснованному очагу просвещения Иверскую икону Божией Матери.
По ходатайству Преосвященного Андроника в 1916 г. в Пермской Епархии было открыто Соликамское викариатство. 26 февраля 1917 г. ректор Пермской Духовной семинарии архимандрит Феофан (Ильменский) был рукоположен во Епископа Соликамского. Это была последняя архиерейская хиротония в истории Императорской России.
По ходатайству Преосвященного Андроника в 1916 г. в Пермской Епархии было открыто Соликамское викариатство. 26 февраля 1917 г. ректор Пермской Духовной семинарии архимандрит Феофан (Ильменский) был рукоположен во Епископа Соликамского. Это была последняя архиерейская хиротония в истории Императорской России.
VIII. Февральская революция
«Особенно же по долгу архиерейства и от беззаветной любви моей к дорогому Отечеству призываю всех от мала до велика с горячим и откровенным сердцем устремиться на молитву ко Господу Богу о Его всесильной нам помощи среди создавшихся трудных обстоятельств. Будем умолять Его, Всещедрого, да устроит Сам Он власть и мир в земле нашей, да не оставит Он нас надолго без Царя, как детей без матери», – из архипастырского призыва Епископа Андроника, 1917 г.
2 марта 1917 года Император Николай II под давлением со стороны генералитета и думской верхушки подписал т. н. «отречение от престола».
Весть о перевороте парализовала деятельность представителей власти на местах; Россия стояла на пороге анархии и хаоса. Вечером 3 марта в Перми состоялось совещание высших начальствующих лиц губернии. Оно проходило в Архиерейском доме, поскольку инициатором совещания был Епископ Андроник.
Среди безволия, поразившего представителей гражданской власти, особенно ясно прозвучал голос Преосвященного:
Среди безволия, поразившего представителей гражданской власти, особенно ясно прозвучал голос Преосвященного:
«Русская Православная Церковь всегда, на протяжении всей истории, была хранительницей и защитницей порядка, она и теперь не может остаться равнодушной зрительницей происходящих бедствий и должна возвысить свой голос в защиту порядка, который немыслим без Самодержавного Государя».
По распоряжению Епископа Андроника имя Великого Князя Михаила Александровича – как преемника Государя – поминалось на богослужениях в храмах Пермской Епархии до 5 марта, однако затем было исключено под давлением Временного правительства.
Пророческими были слова Владыки, сказанные в те мартовские дни:
Пророческими были слова Владыки, сказанные в те мартовские дни:
«Прежде всего, Россияне, будьте осторожны в слушании разных ораторов или говорунов…, под хлесткими и красивыми словами занимающихся обманом, призывающих народ к беспорядкам и насилиям… Всякий должен понимать, что не устоять тому народу, у которого один другого будет обижать или обирать… Объединяйтесь по своим приходам, один другого приводя к общему церковному и народному делу… Так составится одна дружная большая семья, составляющая весь великий наш Русский народ».
IX. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг.
«В Русском государстве Православная Церковь, составляя часть Вселенской Христовой Церкви, занимает первенствующее среди других вероисповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения», – XLIV Деяние Поместного Собора.
В июне 1917 г. Епископ Андроник, в числе семи Архипастырей Русской Церкви, стал участником Предсоборного Совета, призванного подготовить проведение долгожданного Поместного Собора.
Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви открылся в Москве в августе 1917 г. Он был созван для того, чтобы решить накопившиеся в Церкви – сообществе верующих – за несколько веков вопросы.
Важнейшим решением Собора стало восстановление патриаршества и избрание Патриархом Московским и всея России Святителя Тихона (Беллавина).
Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви открылся в Москве в августе 1917 г. Он был созван для того, чтобы решить накопившиеся в Церкви – сообществе верующих – за несколько веков вопросы.
Важнейшим решением Собора стало восстановление патриаршества и избрание Патриархом Московским и всея России Святителя Тихона (Беллавина).
Пермь была представлена на Соборе Епископом Андроником, настоятелем Белогорского Свято-Николаевского монастыря архимандритом Варлаамом (Коноплевым), ректором Духовной семинарии архимандритом Матфеем (Померанцевым), инспектором Семинарии Н. И. Знамировским, епархиальным миссионером А. Г. Куляшевым, протоиереем Сергием Кудрявцевым, профессором Пермского университета Н. Н. Фиолетовым, членом Пермского Окружного Суда И. С. Стахиевым, крестьянином П. И. Уткиным.
Владыка Андроник был избран председателем Издательского Отдела и Отдела правового и имущественного положения духовенства, а также заместителем председателя Отдела единоверия и старообрядчества.
Правовое положение Церкви в государстве, использование русского языка в богослужениях, изменение богослужебного Устава – лишь некоторые из тем, в обсуждении которых он участвовал.
За глубокое понимание основ Православия, решительность и убежденность Владыку Андроника на Соборе стали называть «Огнь пылающий».
После большевистского переворота Поместный Собор стал единственным легитимным органом власти в погрузившейся в хаос России. Собору пришлось столкнуться с еще одним вызовом времени – узаконенным террором против Церкви.
Находясь в разлуке со своей паствой, Преосвященный Андроник не оставлял ее без назидания. И в переломном 1917, и в страшном 1918 году Пермь получала его грозные и обличающие послания:
Владыка Андроник был избран председателем Издательского Отдела и Отдела правового и имущественного положения духовенства, а также заместителем председателя Отдела единоверия и старообрядчества.
Правовое положение Церкви в государстве, использование русского языка в богослужениях, изменение богослужебного Устава – лишь некоторые из тем, в обсуждении которых он участвовал.
За глубокое понимание основ Православия, решительность и убежденность Владыку Андроника на Соборе стали называть «Огнь пылающий».
После большевистского переворота Поместный Собор стал единственным легитимным органом власти в погрузившейся в хаос России. Собору пришлось столкнуться с еще одним вызовом времени – узаконенным террором против Церкви.
Находясь в разлуке со своей паствой, Преосвященный Андроник не оставлял ее без назидания. И в переломном 1917, и в страшном 1918 году Пермь получала его грозные и обличающие послания:
«Дорогие мои от Господа данные духовные чада! Всех, кто верует в Бога, в свою душу и в вечную жизнь, всех, кто любит Родину святую, всех таких зову и молю – встаньте и воодушевитесь на защиту веры и земли родной. Спасайте ее, спасайте все, кто видит и понимает эту нашу погибель».
X. Противостояние большевикам
«Моя вера и церковные законы повелевают мне стоять на страже веры и Церкви Христовой и ее достояния. Если этого не буду исполнять, то я перестаю быть не только Архиереем, но и христианином. Посему вы можете меня сейчас же повесить, но я вам гроша церковного не выдам, вы через мой труп пойдете и захватите, а живой я вам ничего церковного не выдам. Так я сам верую и поступаю, призываю и православный народ даже до смерти стоять за веру, Церковь и церковное достояние, к этому и буду призывать – это мой долг архиерейский», – из объяснения Архиепископа Андроника на постановление Следственной Комиссии Пермского революционного трибунала, 1918 г.
В апреле 1918 г. Владыка Андроник, возведенный в сан Архиепископа, возвратился в Пермь. Началось его личное противостояние с местной большевистской властью.
За что преследовали его большевики, что ставили ему в вину?
Обвинения до крайности формальны: «контрреволюционная деятельность», «неподчинение правилам, изданным декретом Совета Народных Комиссаров», «организация активного сопротивления темных несознательных масс населения противодействовать распоряжению рабоче-крестьянского правительства», «призывы к возврату к старому строю» и др.
Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, выпущенный в феврале 1918 г., явно шел вразрез с церковными канонами и потому вызвал острый конфликт между верующими и безбожниками. Не встать на защиту святынь от поругания не смог бы никакой богобоязненный человек – тем более Епископ, Архипастырь верующего народа.
Владыка Андроник устно и письменно призывал представителей местной большевистской, «народной», власти услышать «голос и волю народа», внять его «ясным заявления против реквизиции церковного и монастырского имущества», однако его слова истолковывались пермскими большевиками в угоду новой идеологии.
Страх у власти вызвали и воззвания Владыки Андроника, в которых он призывал пермскую паству «встать на защиту церковного достояния», и его «пламенные» проповеди, разъясняющие, что все беды, обрушившиеся на страну, кроются в «богоотступничестве и клятвопреступничестве», и то, что народ соглашался со своим Архипастырем и шел за ним.
За что преследовали его большевики, что ставили ему в вину?
Обвинения до крайности формальны: «контрреволюционная деятельность», «неподчинение правилам, изданным декретом Совета Народных Комиссаров», «организация активного сопротивления темных несознательных масс населения противодействовать распоряжению рабоче-крестьянского правительства», «призывы к возврату к старому строю» и др.
Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, выпущенный в феврале 1918 г., явно шел вразрез с церковными канонами и потому вызвал острый конфликт между верующими и безбожниками. Не встать на защиту святынь от поругания не смог бы никакой богобоязненный человек – тем более Епископ, Архипастырь верующего народа.
Владыка Андроник устно и письменно призывал представителей местной большевистской, «народной», власти услышать «голос и волю народа», внять его «ясным заявления против реквизиции церковного и монастырского имущества», однако его слова истолковывались пермскими большевиками в угоду новой идеологии.
Страх у власти вызвали и воззвания Владыки Андроника, в которых он призывал пермскую паству «встать на защиту церковного достояния», и его «пламенные» проповеди, разъясняющие, что все беды, обрушившиеся на страну, кроются в «богоотступничестве и клятвопреступничестве», и то, что народ соглашался со своим Архипастырем и шел за ним.
Чекисты посылали своих агентов в храмы на архиерейские богослужения, чтобы те записывали особенно «контрреволюционные» слова Архиепископа Андроника. Владыка знал об этом и однажды прямо с амвона обратился к ним: «Идите и передайте вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».
Видя бескомпромиссную решимость Архипастыря, большевики стали готовить его арест.
Видя бескомпромиссную решимость Архипастыря, большевики стали готовить его арест.
XI. Архиепископ Андроник и Великий Князь Михаил Александрович
«27 [апреля] /10 мая. Пятница. …В 5 1/2 Наташа, Дж[онсон] и я отправились в Петропавловский собор, где служил пасхальную вечерню Архиепископ Андроник – служил он очень хорошо», – из дневника Великого Князя Михаила Александровича, 1918 г.
Документальных свидетельств общения Великого Князя Михаила Александровича и Архиепископа Андроника исследователями пока не найдено.
Тем не менее, не вызывает сомнений то, что арест и гибель Владыки Андроника напрямую связаны с убийством Великого Князя, сосланного в Пермь в марте 1918 г. вместе со своим секретарем Н. Н. Жонсоном и полковником П. Л. Знамеровским.
Тем не менее, не вызывает сомнений то, что арест и гибель Владыки Андроника напрямую связаны с убийством Великого Князя, сосланного в Пермь в марте 1918 г. вместе со своим секретарем Н. Н. Жонсоном и полковником П. Л. Знамеровским.
В начале июня 1918 г. Архиепископ Андроник был вызван в Следственную Комиссию Ревтрибунала на допрос в качестве обвиняемого. Поскольку Владыка не смог явиться по причине нездоровья, большевики «для дачи ответов» прислали ему копию обвинения на дом.
В ночь на 13 июня 1918 г. Великий Князь Михаил Александрович был тайно убит пермскими чекистами. На следующий день они распространили слухи о его «побеге».
Побег действительно готовился, причем в его подготовке принимал участие Архиепископ Андроник. Об этом свидетельствует Р. М. Нахтман, который давал показания колчаковской комиссии в 1919 г. По словам Нахтмана, после того, как он был представлен Великому Князю в Перми, полковник Знамеровский посвятил его в план подготовки побега Его Высочества. Предполагалось, что Великий Князь, проследуя вверх по Каме, найдет укрытие в отдаленных северных монастырях.
В декабре 1919 г. Р. М. Нахтман на допросе показал:
В ночь на 13 июня 1918 г. Великий Князь Михаил Александрович был тайно убит пермскими чекистами. На следующий день они распространили слухи о его «побеге».
Побег действительно готовился, причем в его подготовке принимал участие Архиепископ Андроник. Об этом свидетельствует Р. М. Нахтман, который давал показания колчаковской комиссии в 1919 г. По словам Нахтмана, после того, как он был представлен Великому Князю в Перми, полковник Знамеровский посвятил его в план подготовки побега Его Высочества. Предполагалось, что Великий Князь, проследуя вверх по Каме, найдет укрытие в отдаленных северных монастырях.
В декабре 1919 г. Р. М. Нахтман на допросе показал:
«Я ни малейшего сомнения не имею в спасении Михаила Александровича… Коршунов с Архиереем, безусловно, в полном курсе дела, но они не говорят ничего, молчат».
Из показаний члена братии Архиерейского дома иеродиакона Евлогия (Мельникова) известно, что тревога близких за судьбу Владыки Андроника особенно усилилась именно после «исчезновения» Великого Князя.
Именно 13 июня послушник Архиерейского дома Михаил Антонов получил от Архипастыря поручение бить в набат, «если кто будет ломиться в покои».
Архиепископ Андроник был арестован в ночь на 17 июня 1918 г., тайно, без мандата. Весть о его беззаконном аресте разнеслась по спящему городу вместе с набатным звоном соборной колокольни.
Иеродиакон Евлогий, арестованный в ту же ночь, что и Владыка Андроник, запомнил слова одного из сопровождавших его в ЧК: «Мы вашего Андроника не выпустим до тех пор, пока он не укажет, где находится Михаил Романов».
Именно 13 июня послушник Архиерейского дома Михаил Антонов получил от Архипастыря поручение бить в набат, «если кто будет ломиться в покои».
Архиепископ Андроник был арестован в ночь на 17 июня 1918 г., тайно, без мандата. Весть о его беззаконном аресте разнеслась по спящему городу вместе с набатным звоном соборной колокольни.
Иеродиакон Евлогий, арестованный в ту же ночь, что и Владыка Андроник, запомнил слова одного из сопровождавших его в ЧК: «Мы вашего Андроника не выпустим до тех пор, пока он не укажет, где находится Михаил Романов».
XII. Крестный путь
«Искренне желая полного возрождения народной жизни, желаю, чтобы это совершилось не путем внешнего переворота, а путем внутреннего переворота, путем глубокого возрождения души народной. А для сего горячо желаю, чтобы господствующий теперь режим и еще поцарствовал некоторое время. Захотели люди рай на земле устроить без Бога, так пусть в полноте и избытке насладятся его бесчисленными благами, пусть до самого дна выпьют всю сладость современного безбожного райского блаженства, чтобы потом все сознавали, проклинали на всех перекрестках это отчаянное безбожие. И когда дойдут люди до этого сознания, когда в один дух раскаются перед Богом, тогда Господь и возвратит всему народу разум и волю. Тогда-то и познают истинное равенство и братство всех свободных перед Богом», – из объяснения Архиепископа Андроника на постановление Следственной Комиссии Пермского революционного трибунала, 1918 г.
Архиепископ Андроник находился в заключении сначала в Мотовилихинской ЧК, затем был перевезен в Пермь.
Во время допросов, устроенных чекистами, Владыка Андроник, молясь про себя, хранил молчание. Лишь на третий день, поднявшись со стула и сняв с себя имеющую форму креста панагию, он сказал главе ПермЧК П. Малкову, который его допрашивал:
«Мы враги открытые, примирения между нами не может быть. Если бы положение было противоположным, я, именем Господа Бога, приняв грех на себя, благословил бы повесить вас немедля. Других разговоров от меня не будет».
В ночь на 7 (20) июня 1918 г. Архиепископ Андроник был вывезен за город по Сибирскому тракту. Там, в глухом лесу, чекисты заставили его копать себе могилу. Несколько раз он ложился в нее, чтобы посмотреть не коротка ли она; она оказывалась коротка – тогда он снова вставал и начинал копать. Когда могила была готова, Владыка Андроник помолился на четыре стороны света, сказал: «Я готов», лег в могилу и сложил на груди руки. После этого палачи стали забрасывать его землей, сделали несколько выстрелов и закопали его полностью.
Место захоронения Архиепископа Андроника до настоящего времени не выявлено. Считается, что его честные останки находятся в безвестной могиле в черте города Перми в районе улицы Героев Хасана, где установлен памятный крест, символизирующий могилу Пермского Святителя.
Место захоронения Архиепископа Андроника до настоящего времени не выявлено. Считается, что его честные останки находятся в безвестной могиле в черте города Перми в районе улицы Героев Хасана, где установлен памятный крест, символизирующий могилу Пермского Святителя.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник был прославлен в лике Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память его совершается 7 (20) июня.