Родился 8 октября 1833 года в селении Климентовский Погост Спасского уезда Рязанской губернии в семье причетника Троицкой церкви.
В 1854 году, по окончании Рязанской Духовной Семинарии, был определен помощником наставника в Рязанском Троицком сиротском училище. В 1856 году назначен наставником Рязанского Духовного училища. В те же годы женился; в браке родилась дочь. 15 мая 1857 года был рукоположен в сан священника.
Овдовев, в 1862 году поступил в Московскую Духовную Академию. По окончании Академии в 1866 году был назначен преподавателем Рязанской Духовной Семинарии; через два года – ее инспектор.
31 января 1869 года удостоен степени магистра богословия.
Со 2 июля 1875 года по 5 октября 1887 года – ректор Вологодской Духовной Семинарии. 19 июля был 1875 года возведен в сан протоиерея.
10 октября 1887 года принял монашеский постриг; 11 октября был возведен в сан архимандрита.
1 ноября 1887 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры был хиротонисан во Епископа Сумского, викария Харьковской Епархии.
С 22 июля 1889 года – Епископ Владикавказский и Моздокский.
С 3 мая 1891 года – Епископ Велико-Устюжский, викарий Вологодской Епархии.
8 мая 1892 года был назначен на Пермскую кафедру.
Преосвященный Петр, известный современникам своей прямотой и доступностью, прибыв в Пермь, за короткий срок приобрел уважение своей паствы – особенно купечества и рабочего класса. Так, однажды рабочие Мотовилихинского завода поднесли Преосвященному посох и на себе везли вагон, в котором находился Владыка. Будучи прекрасным проповедником, Владыка нередко поднимал в своих проповедях злободневные темы: неверие в среде интеллигенции, сочинения графа Л. Н. Толстого, уместность служения молебна в здании театра и др.
При нем Пермская Епархия переживала расцвет церковного строительства.
Так, была окончена перестройка теплого храма Кафедрального собора: 19 марта 1895 года в честь Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был освящен южный придел; 24 сентября 1895 года состоялось освящение в честь Святителя Димитрия Ростовского северного придела.
Была осуществлена капитальная реконструкция Архиерейского дома и Крестовой церкви (1892–1896), в результате которой пол между верхним и нижним этажами был разобран, и храм стал занимать оба этажа здания. Кроме того, был произведен капитальный ремонт здания Духовной Консистории (1897).
Было совершено освящение церкви во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины при Убежище детей бедных (1892).
В 1854 году, по окончании Рязанской Духовной Семинарии, был определен помощником наставника в Рязанском Троицком сиротском училище. В 1856 году назначен наставником Рязанского Духовного училища. В те же годы женился; в браке родилась дочь. 15 мая 1857 года был рукоположен в сан священника.
Овдовев, в 1862 году поступил в Московскую Духовную Академию. По окончании Академии в 1866 году был назначен преподавателем Рязанской Духовной Семинарии; через два года – ее инспектор.
31 января 1869 года удостоен степени магистра богословия.
Со 2 июля 1875 года по 5 октября 1887 года – ректор Вологодской Духовной Семинарии. 19 июля был 1875 года возведен в сан протоиерея.
10 октября 1887 года принял монашеский постриг; 11 октября был возведен в сан архимандрита.
1 ноября 1887 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры был хиротонисан во Епископа Сумского, викария Харьковской Епархии.
С 22 июля 1889 года – Епископ Владикавказский и Моздокский.
С 3 мая 1891 года – Епископ Велико-Устюжский, викарий Вологодской Епархии.
8 мая 1892 года был назначен на Пермскую кафедру.
Преосвященный Петр, известный современникам своей прямотой и доступностью, прибыв в Пермь, за короткий срок приобрел уважение своей паствы – особенно купечества и рабочего класса. Так, однажды рабочие Мотовилихинского завода поднесли Преосвященному посох и на себе везли вагон, в котором находился Владыка. Будучи прекрасным проповедником, Владыка нередко поднимал в своих проповедях злободневные темы: неверие в среде интеллигенции, сочинения графа Л. Н. Толстого, уместность служения молебна в здании театра и др.
При нем Пермская Епархия переживала расцвет церковного строительства.
Так, была окончена перестройка теплого храма Кафедрального собора: 19 марта 1895 года в честь Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был освящен южный придел; 24 сентября 1895 года состоялось освящение в честь Святителя Димитрия Ростовского северного придела.
Была осуществлена капитальная реконструкция Архиерейского дома и Крестовой церкви (1892–1896), в результате которой пол между верхним и нижним этажами был разобран, и храм стал занимать оба этажа здания. Кроме того, был произведен капитальный ремонт здания Духовной Консистории (1897).
Было совершено освящение церкви во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины при Убежище детей бедных (1892).
Были построены церкви: домовая во имя Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при Епархиальном женском училище (1893–1894), домовая во имя Святого Благоверного Князя Михаила Черниговского при Училище слепых (1893–1896), во имя Святителя Николая Чудотворца и Святой Мученицы Царицы Александры при Мариинской женской гимназии (1895–1898).
Была совершена закладка храмов: во имя Святителя Николая Чудотворца на Слудке (1895) и в Мотовилихе (1898), каменного Успенского на Старом кладбище (1900).
Были открыты: в Осинском уезде – Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь, в Соликамском уезде – Красносельский Иоанно-Предтеченский (1894) и в Красноуфимском уезде – Сарсинский Боголюбский (1902) женские монастыри; в Перми было открыто подворье Белогорского монастыря (1899).
Были открыты: в Осинском уезде – Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь, в Соликамском уезде – Красносельский Иоанно-Предтеченский (1894) и в Красноуфимском уезде – Сарсинский Боголюбский (1902) женские монастыри; в Перми было открыто подворье Белогорского монастыря (1899).
6 апреля 1897 года состоялось открытие Пермского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.
В 1899 году была установлена дата празднования Собора Святых земли Пермской.
Запомнился пермякам как Архипастырь «энергичный, просвещенный и заботливый», «ревностный охранитель правил и уставов Святой Церкви».
Скончался 30 марта (12 апреля н. ст.) 1902 года и был похоронен в усыпальнице Пермских Архипастырей под алтарем летнего храма Спасо-Преображенского Кафедрального Собора.
В 1899 году была установлена дата празднования Собора Святых земли Пермской.
Запомнился пермякам как Архипастырь «энергичный, просвещенный и заботливый», «ревностный охранитель правил и уставов Святой Церкви».
Скончался 30 марта (12 апреля н. ст.) 1902 года и был похоронен в усыпальнице Пермских Архипастырей под алтарем летнего храма Спасо-Преображенского Кафедрального Собора.
Могила его была уничтожена после размещения Художественной Галереи в здании Собора.