Будущий Архипастырь родился 25 декабря 1877 году в Кузнецке-Сибирском (ныне – г. Новокузнецк) Томской губернии в семье священника. Обучался в Томском Духовном училище, Томской Духовной семинарии и Казанской Духовной Академии.
По окончании Академии в 1901 году он принял монашеский постриг с именем Прокопий и был рукоположен в сан иеромонаха. Первым его назначением стало преподавание русского и церковнославянского языков в Томском Духовном училище. Затем в течение пяти лет он заведовал Томской церковно-учительской школой.
В 1906 иеромонах Прокопий был переведен в Иркутскую Духовную семинарию на должность преподавателя Священного Писания. Кроме того, с 1908 года он был цензором Иркутских Епархиальных Ведомостей.
В 1907 году отцу Прокопию было доверено доставить из Томска в Пермь частицу мощей Святителя Стефана Великопермского.
Преосвященный Никанор (Надеждин), 13-й Епископ Пермский, по вступлении своем на кафедру в 1905 году имел особенное попечение о приобретении Пермью «хотя бы части останков или гробницы» Святителя Стефана. Дело осложнялось тем, что к началу ХХ века святые останки Святителя Стефана Великопермского были скрыты под спудом (т.е. под землей) уже в течение трех столетий – с 1612 года. Именно поэтому частицы его мощей были редкой святыней. В 1906 году в Москве Преосвященным Никанором был поднят вопрос об обретении святых мощей Просветителя земли Пермской, почивавших в соборе Спаса-на-Бору в Московском Кремле. Однако дело это не увенчалось успехом.
По окончании Академии в 1901 году он принял монашеский постриг с именем Прокопий и был рукоположен в сан иеромонаха. Первым его назначением стало преподавание русского и церковнославянского языков в Томском Духовном училище. Затем в течение пяти лет он заведовал Томской церковно-учительской школой.
В 1906 иеромонах Прокопий был переведен в Иркутскую Духовную семинарию на должность преподавателя Священного Писания. Кроме того, с 1908 года он был цензором Иркутских Епархиальных Ведомостей.
В 1907 году отцу Прокопию было доверено доставить из Томска в Пермь частицу мощей Святителя Стефана Великопермского.
Преосвященный Никанор (Надеждин), 13-й Епископ Пермский, по вступлении своем на кафедру в 1905 году имел особенное попечение о приобретении Пермью «хотя бы части останков или гробницы» Святителя Стефана. Дело осложнялось тем, что к началу ХХ века святые останки Святителя Стефана Великопермского были скрыты под спудом (т.е. под землей) уже в течение трех столетий – с 1612 года. Именно поэтому частицы его мощей были редкой святыней. В 1906 году в Москве Преосвященным Никанором был поднят вопрос об обретении святых мощей Просветителя земли Пермской, почивавших в соборе Спаса-на-Бору в Московском Кремле. Однако дело это не увенчалось успехом.
«Возвратясь в Пермь, – рассказывал Владыка Никанор, – я среди дел епархиального управления не оставлял размышления об останках и вещественных памятниках Святителя Стефана, которые могли бы быть приобретены для Перми; справлялся, читал, молился… Однажды в минуты подобных размышлений я взял в руки только что полученный с почты 10-й номер журнала “Кормчий” за 1907 год; просматриваю в нем статью “Богородице-Алексиевский мужской монастырь в Томске” и на странице 116-ой читаю: “В монастыре есть замечательная святыня – ковчег с частицами мощей Святых Пророка Захарии, Апостола Филиппа, Первомученика Стефана” и других, а среди них и Святителя Стефана Пермского… Читаю и от радости глазам не верю, прочитываю многократно, умиляюсь».
Немедленно после прочтения статьи Владыка Никанор вступил в переписку с Высокопреосвященным Макарием (Невским), Архиепископом Томским, за свои миссионерские труды получившим прозвание «Апостол Алтая». Вскоре было получено согласие Высокопреосвященного Макария на перенесение частицы мощей Святителя Стефана в Пермь. Однако отправка святыни из Томска задерживалась, поскольку не было человека, который мог бы со всей ответственностью взять на себя сопровождение святыни. Уже хотел было ехать сам Епископ Никанор, но по предложению Владыки Макария решено было «подождать случая».
Случай вскоре представился: с началом летних каникул из Иркутска в Саров, проездом через Томск, следовал преподаватель Иркутской Духовной семинарии иеромонах Прокопий (Титов). Именно ему – «честнейшему во иереех» (как охарактеризовали о. Прокопия в переписке) – было доверено перенесение святыни.
Он прибыл в Пермь 20 июня 1907 года и передал святыню в Крестовую церковь во имя Святителя Митрофана Воронежского, где она находилась вплоть до 1918 года.
В 1909 году иеромонах Прокопий был переведен для служения в Волынскую Епархию, где занимал должности начальника пастырского училища в Житомире и цензора Волынских Епархиальных Ведомостей. Кроме того, в 1909 году он был назначен членом комиссии по освидетельствованию останков Святителя Софрония Иркутского и присутствовал при этом освидетельствовании.
В 1914 году отец Прокопий был хиротонисан во Епископа Елисаветградского, викария Херсонской Епархии.
В 1917–1918 годах Владыка Прокопий был участником Всероссийского Поместного Собора Русской Православной Церкви, где он представил доклад о Святителе Софронии Иркутском, а также поставил свою подпись под актом причисления его к лику Святых. На Соборе же Епископ Прокопий был поставлен во главе Александро-Невской Лавры, которую самоотверженно защищал от разграбления большевиками.
В 1919 году Владыка был назначен Епископом Николаевским, викарием Одесской Епархии, а через два года – Епископом Одесским и Херсонским. Несмотря на призывы со стороны государства отказаться от веры в Бога, Владыка был чрезвычайно любим народом. В 1923 году, когда он был арестован «за противодействие изъятию церковных ценностей» и приговорен к расстрелу, православное население г. Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении Святителя. Ими было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать об освобождении Епископа Прокопия. 25 октября 1924 года ходатайство Патриарха было подано в ОГПУ. Благодаря этому, расстрел был заменен высылкой из Украины.
В 1925 году Архиепископ Прокопий участвовал в погребении Святейшего Патриарха Тихона и в избрании Митрополита Петра (Полянского) на пост Местоблюстителя Патриаршего Престола, а также входил в состав временного Священного Синода.
Период с 1925 по 1937 годы Архиепископ Прокопий практически полностью провел вдалеке от своей паствы, в тюрьмах и ссылках: Соловецкий концлагерь, Тюменский и Тобольский округи, Казахстан, Узбекистан…
В последний раз Преосвященный был арестован по доносу в городе Турткуле 24 августа 1937 года. Следствие было закончено за месяц. Владыку обвиняли в организации «нелегальной молельни» и «сколачивании контрреволюционной группы». Несмотря на многочасовые допросы, Владыка Прокопий не признал ни одного выдвинутого против него обвинения.
Из протокола допросов Архиепископа Прокопия:
«Я считаю себя человеком аполитичным, однако, я являюсь убежденным последователем Православной Церкви и, как представитель последней, естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть существует в стране, – преследующая Церковь или, наоборот, покровительствующая Церкви. Совершенно естественно, что к политическому режиму, который покровительствует деятельности Церкви, у меня больше симпатий, чем к политическому режиму, который преследует Церковь или ограничивает свободу ее деятельности. В этом отношении я разделяю симпатии Скадовского к идее монархической власти, возглавляемой Монархом – Помазанником Божьим…».
Архиепископ Херсонский Прокопий (Титов) и служивший с ним священник Иоанн Скадовский были расстреляны в Турткуле 23 ноября 1937 года и погребены в безвестной братской могиле.
Оба они были прославлены в лике Святых Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году.