Родился 2 июня 1734 года* в г. Василькове Киевской губернии в семье мещан.
С 1754 года обучался в Киевской Духовной Академии; по окончании ее оставлен в ней учителем латинского языка, философии и богословских наук. В Духовной Академии принял монашеский постриг. В 1768 году был возведен во игумена Киевского Петропавловского монастыря. В 1774 году назначен префектом Киевской Духовной Академии. 6 января 1785 года был переведен в Гамалеевский Рождество-Богородицкий монастырь Черниговской Епархии с возведением в чин архимандрита. 15 марта 1789 года назначен настоятелем Коломенского Голутвина Богоявленского монастыря Московской Епархии. В 1793 году назначен ректором Коломенской Духовной Семинарии. 6 мая 1795 года переведен на должность ректора в Новгородскую Духовную Семинарию и назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря. 25 августа 1796 года назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. 10 сентября 1797 года был переведен в Черниговскую Епархию настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском. 31 декабря 1797 года был повторно назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря. 10 ноября 1798 года был переведен на должность настоятеля Калязинского Макариева-Троицкого монастыря Тверской Епархии.
5 февраля 1800 года хиротонисан во Епископа Пермского и Екатеринбургского. Хиротония его была совершена в г. Казани.
При нем в 1800 году были основаны Пермская Духовная Консистория и Пермская Духовная Семинария.
Был обновлен Петропавловский собор, в 1800–1801 годах над его холодным храмом был возведен новый купол.
С 1754 года обучался в Киевской Духовной Академии; по окончании ее оставлен в ней учителем латинского языка, философии и богословских наук. В Духовной Академии принял монашеский постриг. В 1768 году был возведен во игумена Киевского Петропавловского монастыря. В 1774 году назначен префектом Киевской Духовной Академии. 6 января 1785 года был переведен в Гамалеевский Рождество-Богородицкий монастырь Черниговской Епархии с возведением в чин архимандрита. 15 марта 1789 года назначен настоятелем Коломенского Голутвина Богоявленского монастыря Московской Епархии. В 1793 году назначен ректором Коломенской Духовной Семинарии. 6 мая 1795 года переведен на должность ректора в Новгородскую Духовную Семинарию и назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря. 25 августа 1796 года назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. 10 сентября 1797 года был переведен в Черниговскую Епархию настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском. 31 декабря 1797 года был повторно назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря. 10 ноября 1798 года был переведен на должность настоятеля Калязинского Макариева-Троицкого монастыря Тверской Епархии.
5 февраля 1800 года хиротонисан во Епископа Пермского и Екатеринбургского. Хиротония его была совершена в г. Казани.
При нем в 1800 году были основаны Пермская Духовная Консистория и Пермская Духовная Семинария.
Был обновлен Петропавловский собор, в 1800–1801 годах над его холодным храмом был возведен новый купол.
В 1800 году церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери была переименована в Рождество-Богородицкую.
Кроме того, продолжилось возведение Спасо-Преображенского Кафедрального собора.
Несмотря на краткость времени пребывания на кафедре, Владыка Иоанн объехал обширную Пермскую Епархию, куда в начале XIX века входили территории современных Пермского края, Свердловской области и части Челябинской области. Примечательно, что Преосвященный провел личное испытание всех духовных лиц Пермской Епархии – от протоиереев до причетников.
За короткое время пребывания на Пермской кафедре Владыка Иоанн стяжал любовь и почтение своей паствы, запомнившей его как человека высокой духовной жизни, поборника духовного просвещения и строгого исполнителя церковного богослужения. Известно, что его при жизни почитали святым.
В памяти пермяков сохранилось то, что Преосвященный Иоанн имел обыкновение служить панихиды и литии подле могил пермяков, похороненных за алтарем Спасо-Преображенского Кафедрального собора.
Епископ Иоанн скончался в канун Рождества Христова, 24 декабря 1801 года (6 января 1802 года по новому стилю) в десятом часу утра, во время совершения царских часов. В этот день он еще готовился совершать Божественную Литургию, но вдруг был застигнут болезненным припадком, который не раз бывал с ним ранее и признаки которого он почувствовал еще 22 декабря. Поняв, что приближается его смертный час, Преосвященный велел казначею Архиерейского дома читать за себя: «Господи, прими дух мой», а сам только ограждал себя крестным знамением, во время которого и скончался.
По прижизненному указанию Владыки его похоронили за алтарем Спасо-Преображенского Кафедрального собора, напротив алтарного переднего окна, – там же, где он еще при жизни любил воспевать «вечную память» всем усопшим. Над местом упокоения Епископа Иоанна была устроена кирпичная тумба, закрытая чугунной доской, на которой было написано:
Несмотря на краткость времени пребывания на кафедре, Владыка Иоанн объехал обширную Пермскую Епархию, куда в начале XIX века входили территории современных Пермского края, Свердловской области и части Челябинской области. Примечательно, что Преосвященный провел личное испытание всех духовных лиц Пермской Епархии – от протоиереев до причетников.
За короткое время пребывания на Пермской кафедре Владыка Иоанн стяжал любовь и почтение своей паствы, запомнившей его как человека высокой духовной жизни, поборника духовного просвещения и строгого исполнителя церковного богослужения. Известно, что его при жизни почитали святым.
В памяти пермяков сохранилось то, что Преосвященный Иоанн имел обыкновение служить панихиды и литии подле могил пермяков, похороненных за алтарем Спасо-Преображенского Кафедрального собора.
Епископ Иоанн скончался в канун Рождества Христова, 24 декабря 1801 года (6 января 1802 года по новому стилю) в десятом часу утра, во время совершения царских часов. В этот день он еще готовился совершать Божественную Литургию, но вдруг был застигнут болезненным припадком, который не раз бывал с ним ранее и признаки которого он почувствовал еще 22 декабря. Поняв, что приближается его смертный час, Преосвященный велел казначею Архиерейского дома читать за себя: «Господи, прими дух мой», а сам только ограждал себя крестным знамением, во время которого и скончался.
По прижизненному указанию Владыки его похоронили за алтарем Спасо-Преображенского Кафедрального собора, напротив алтарного переднего окна, – там же, где он еще при жизни любил воспевать «вечную память» всем усопшим. Над местом упокоения Епископа Иоанна была устроена кирпичная тумба, закрытая чугунной доской, на которой было написано:
«Здесь погребен первопрестольный Архиерей Иоанн Пермский и Екатеринбургский, родом киевлянин, из Василькова, из мещанских детей; пожив на белом свете 66 лет, 6 месяцев и 22 дня, преставился в 1801 г. декабря 24 числа. Да будет ему от нас вечная память».
Епископ Иоанн весьма почитался пермяками на протяжении XIX – начала XX веков; к его могиле жители Перми приходили со своими радостями и горестями, веря, что Владыка услышит их и после смерти. Известно, что Священномученик Феофан, Епископ Соликамский, отслужил литию на могиле Преосвященного Иоанна 4/17 октября 1918 года – перед тем, как пойти в ЧК, где он будет арестован.
Ежегодно в канун Рождества Христова во всех храмах Пермской Епархии служились торжественные панихиды по Епископу Иоанну – устроителю самостоятельной Пермской Епархии с кафедрой в г. Перми. На панихиду в Спасо-Преображенский Кафедральный собор (или в Крестовую церковь во имя Святителя Митрофана Воронежского), которую служил сам правящий Архиерей, собирались священнослужители из всех пермских храмов.
В XX веке, после размещения зоопарка на Архиерейском кладбище, среди пермяков получило распространение предание о том, что Преосвященный Иоанн незадолго до своей смерти произнес пророческие слова: «По мне будут ходить звери». С течением времени, в зависимости от того, клетки каких животных находились за алтарем Кафедрального собора, фраза видоизменялась: «звери» были заменены на «медведи», затем – на «львы». Так в народной памяти отразился факт почитания Владыки Иоанна как святого, предвидевшего разорение не только собственной могилы, но и места упокоения достойнейших представителей пермского общества.
Ежегодно в канун Рождества Христова во всех храмах Пермской Епархии служились торжественные панихиды по Епископу Иоанну – устроителю самостоятельной Пермской Епархии с кафедрой в г. Перми. На панихиду в Спасо-Преображенский Кафедральный собор (или в Крестовую церковь во имя Святителя Митрофана Воронежского), которую служил сам правящий Архиерей, собирались священнослужители из всех пермских храмов.
В XX веке, после размещения зоопарка на Архиерейском кладбище, среди пермяков получило распространение предание о том, что Преосвященный Иоанн незадолго до своей смерти произнес пророческие слова: «По мне будут ходить звери». С течением времени, в зависимости от того, клетки каких животных находились за алтарем Кафедрального собора, фраза видоизменялась: «звери» были заменены на «медведи», затем – на «львы». Так в народной памяти отразился факт почитания Владыки Иоанна как святого, предвидевшего разорение не только собственной могилы, но и места упокоения достойнейших представителей пермского общества.
* Все даты приведены по юлианскому календарю.